Чтобы гражданин другого государства мог трудиться в РФ, он должен получить специальный допуск. Если человек прибыл из страны, с которой у России установлен визовый режим, то ему придется оформлять разрешение на работу. Тем, кто приехал без визы, для трудоустройства необходим патент. Что это за документ и зачем он нужен, — расскажем в статье.
Что такое трудовой патент
Трудовым патентом называют документ, который необходим иностранцам для легального трудоустройства в России. Такого сотрудника может нанять как физическое, так и юридическое лицо. Бумагу оформляет сам работник.
Внешне трудовой патент — это прямоугольная карточка с цветным фото. На ней указаны:
- ФИО иностранца;
- дата рождения;
- гражданство.
Кроме того, отмечен регион или область РФ, где иностранному соискателю разрешено официально трудоустроиться. В зависимости от требований региона, в карточку может быть вписана профессия. Если она указана, то работать он должен именно по данной специальности.
Что дает трудовой патент
Преимущества трудового патента:
- Мигрант получает такие же трудовые права, как и граждане России. Он имеет право на отпуск, полноценную охрану труда, 8-часовой рабочий день. При возникновении спорных моментов иностранец может отстоять права через суд.
- Работодателям наем иностранных граждан позволяет закрыть определенные вакансии. Часто зарубежные специалисты устраиваются на должности, которые игнорируют соискатели из РФ.
- Патент дает возможность подписать соглашение ГПХ или трудовой договор и решать возникшие споры по закону.
- Работодатель получает уверенность, что сотрудник прошел медосмотр и не имеет проблем со здоровьем (это обязательное условие для оформления документа).
Получение патента сопряжено для иностранца с рядом неудобств:
- нужно собрать много справок;
- придется пройти экзамен на знание русского языка;
- необходимо уплатить НДФЛ на весь срок действия патента (сумма зависит от региона);
- патент действителен только в том регионе, в котором был выдан;
- документ выдают на срок до 1 года, после чего бумагу требуется оформлять заново.
СПРАВКА:
Как получить патент и какие документы понадобятся
Нужно заранее подготовить следующие бумаги:
- паспорт;
- заявление;
- медицинскую справку об отсутствии таких заболеваний, как ВИЧ, туберкулез, COVID;
- уведомление о постановке на миграционный учет;
- полис ДМС (без него иностранный гражданин получит медпомощь лишь в экстренном случае);
- миграционную карту, ее выдают при въезде в РФ;
- справку о том, что иностранец владеет русским языком и понимает основы законов Российской Федерации.
Все иностранные документы должны быть переведены на русский язык и заверены российским нотариусом. Бумаги подают в миграционное отделение МВД. Важно уложиться в срок не позднее 30 суток с момента приезда в Россию. Нарушение сроков грозит штрафом.
При подаче документов мигранту вклеивают в паспорт вкладку. На ней указана дата получения: она и будет стоять на патенте. Бумагу не выдадут без прохождения процедуры дактилоскопии (у иностранца снимают отпечатки пальцев).
Стоимость трудового патента складывается из нескольких показателей:
- базовой части (1,2 тыс. рублей);
- регионального коэффициента (у каждой области, края, республики своя величина);
- коэффициента-дефлятора, который учитывает потребительские цены на товары и услуги (в 2022 году он составляет 1,98);
- срока действия патента.
Почему в выдаче трудового патента могут отказать
Причины отказа:
- иностранец заражен опасной болезнью;
- у него поддельные документы;
- он несовершеннолетний;
- имеет непогашенную судимость.
Еще одна причина: иностранный гражданин поддерживает или спонсирует террористические организации либо людей, связанных с терроризмом.
СПРАВКА:
Причины аннулирования патента
Трудовой патент аннулируют, если иностранец:
- в течение 2 месяцев после оформления не привез в миграционную службу копию договора с работодателем;
- представил фальшивый договор с поддельными реквизитами компании;
- совершил преступление;
- нанял других мигрантов для выполнения своей работы.
Кроме того, патент могут аннулировать по личному заявлению самого иностранного гражданина.