Меню

Что такое оферта и зачем она нужна

12.09.2022
0
129
Что такое оферта и зачем она нужна

Оферта позволяет совершать сделки без подписания договора. Интернет-магазины, онлайн-школы, службы такси — все эти компании работают по оферте. Клиент ставит галочку на сайте или в приложении и тем самым как бы подписывает договор, соглашаясь с условиями сотрудничества. Расскажем подробнее, как работает оферта и в каких случаях без нее не обойтись.

Оферта: что это

Оферта — предложение заключить договор. В документе перечислены условия сделки. Клиент может изучить их, а потом принять или отказаться. Что-то изменить в тексте он не имеет права. Задача оферты — уменьшить риски претензий со стороны потребителя. Если он останется недоволен качеством оказания услуг, исполнитель всегда сможет сослаться на то, что в договоре обо всем честно было сказано, и клиент сам согласился сотрудничать на перечисленных условиях.

ПРИМЕР:

Андрей увидел объявление: в интернет-магазине продают модные кроссовки за 4 тыс. рублей. На следующий день молодой человек зашел на сайт для оформления заказа и увидел: обувь подорожала на 2 тыс. рублей. Покупатель позвонил на горячую линию, чтобы высказать претензию. Но оператор ему ответил, что в договоре-оферте указано: продавец имеет право в одностороннем порядке изменять цену товаров. Клиент принял условия, когда регистрировал аккаунт. Для недовольства нет оснований.

Согласие с офертой называют акцептом. После акцепта считается, что стороны подписали договор и теперь обязаны выполнять его условия.

Оферта бывает следующих видов:

  • простая, когда исполнитель предлагает заключить договор одному клиенту;
  • публичная (к сотрудничеству приглашают неопределенное число лиц).

СПРАВКА:

Если в рекламе есть фраза «не является публичной офертой», значит, компания хочет застраховать себя от претензий со стороны клиентов при несовпадении реальных условий сделки с теми, которые были озвучены в ролике. Дело в том, что реклама — это не прямой призыв к покупке, а всего лишь приглашение к переговорам.

Особенности оферты

Договор оферты составляют с учетом того, какой товар или услугу предлагают клиенту (для каждой сделки предусмотрены свои законодательные требования). Один из основных документов, на которые следует ориентироваться, — Закон о защите прав потребителей.

Обязательные условия оферты:

  • определение исполнителя (продавца) и клиента (покупателя);
  • характеристики услуг или товара;
  • особенности сделки (цена, сроки доставки, условия возврата или обмена);
  • условия акцепта (как его выражают).

Оферта бывает устной или письменной. Чтобы избежать разногласий или недопониманий, устный вариант тоже рекомендуют подкреплять письменной формой.

Плюсы и минусы оферты

Оферта полезна и бизнесу, и покупателям:

  • экономит время на заключении договоров;
  • защищает интересы клиентов (положения Закона о защите прав потребителей должны быть учтены в обязательном порядке);
  • страхует бизнес от необоснованных претензий и штрафов.

Минус для потребителя в том, что условия договора нельзя изменить (когда с компанией заключают персональное соглашение, клиенту могут пойти навстречу и внести дополнительные пункты).

Для бизнеса тоже есть недостатки. Оферта не может заменить все договоры без исключения. Если клиенту нужен акт выполненных работ или спецификация, придется составлять индивидуальный документ. Также без договора не обойтись, когда речь идет о сделке на очень крупную сумму.

СПРАВКА:

1 января 2021 года ввели правило: все онлайн-магазины должны публиковать оферту и знакомить с ней клиентов. За отсутствие договора компании грозит штраф до 40 тыс. рублей.

Хотите оставить комментарий? Для начала зарегистрируйтесь.
Комментарии: 0
Комментарии отсутствуют