Электронные трудовые книжки появились в России 1 января 2020 года. С этого момента работодатели начали заводить цифровой документ на каждого сотрудника. По задумке создателей проекта современный формат должен открыть новые возможности кадрового учета. Ожидается, что компании полностью перейдут на цифровой документооборот к 2025 году. В чем особенность электронных трудовых книжек, зачем они нужны и какие преимущества дают работникам? Разберемся в статье.
Электронная и бумажная трудовые книжки: в чем отличие
По содержанию оба документа идентичны. В них фиксируют следующую информацию:
- данные о работнике (ФИО, дата рождения);
- записи о каждом месте работы;
- даты приема, перевода на другую должность, увольнения;
- основания для каждого действия (номер соответствующего приказа);
- причины прекращения трудовых отношений.
Отличие — только в формате. Бумажную трудовую книжку хранят в отделе кадров и выдают работнику на руки при увольнении. Электронный документ не имеет физического носителя: это запись в базе данных ПФР.
СПРАВКА:
Сотрудник, у которого есть цифровая трудовая книжка, может в любой момент проверить записи в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда или на Госуслугах. В случае с бумажным документом придется каждый раз обращаться в отдел кадров компании с просьбой выдать выписку.
Как получить выписку из электронной трудовой книжки? Обратитесь к работодателю (актуальному или предыдущему). Также можно заказать документ через управление ПФР или МФЦ. Услугу оказывают без привязки к месту жительства.
Как оформить электронную трудовую книжку
Переход на электронные книжки добровольный. Правда, с 2021 года всем гражданам, устраивающимся на новое место работы, автоматически стали заводить документы в цифровом формате. Исключение — сотрудники, написавшие заявление о том, что хотят продолжать использовать бумажный документ.
Тем, кто давно работает и пользуется бумажной трудовой книжкой, не стоит переживать: она по-прежнему действительна, пусть даже у сотрудника есть электронная версия. Работодатель вносит записи одновременно в обе книжки.
Решили перейти на цифровой формат? Напишите заявление. Бумажный носитель выдадут на руки с пометкой о выборе сотрудника. Храните его, так как в нем зафиксированы сведения о трудовой деятельности до 2020 года.
Преимущества и недостатки электронных трудовых книжек
Плюсы следующие:
- быстрый доступ к информации о трудовой деятельности гражданина;
- снижение затрат на расходные материалы;
- дополнительные возможности дистанционного трудоустройства и оформления пенсий;
- минимальный риск ошибочных записей.
Недостатки:
- отсутствует информация о трудовом стаже до 2020 года;
- нет сведений о награждениях;
- есть риск взлома ресурса и похищения персональных данных (хотя ПФР утверждает, что взлом или технический сбой практически исключены).
Бумажная книжка, в отличие от электронной, хранит все данные о трудовом стаже (включая записи до 2020 года). В нее вносят информацию о поощрениях и награждениях. Это важно для тех, кто претендует на получение статуса ветерана труда. Минус в том, что бумажный документ можно потерять или испортить (сжечь, порвать). Для восстановления сведений придется потратить много времени и сил, подавая запросы в различные компании и инстанции.