В 2013 году в России вступил в силу указ, согласно которому ответственность за жизнь, здоровье и имущество пассажиров несет перевозчик. То есть каждого, кто официально покупает билет РЖД, автоматически страхуют на сумму до 2,025 млн рублей. Но компания по перевозке пассажиров предлагает оформить еще и дополнительную страховку — добровольную. За нее придется заплатить отдельно уже из своего кошелька. Что это за полис, от каких рисков он защищает и можно ли вернуть деньги, если гражданин передумал ехать и сдал билет? Ответим на все вопросы в статье.
Как работает страховка при покупке билета РЖД
Гражданин, купивший билет РЖД, до конца поездки застрахован компанией СОГАЗ (именно с ней перевозчик заключил договор в 2022 году). При наступлении страхового случая предусмотрены следующие выплаты:
- ущерб жизни — до 2,025 млн рублей;
- вред здоровью — до 2 млн рублей;
- утеря или порча имущества — до 23 тыс. рублей.
Хотите защитить себя и свой багаж на более солидную сумму? Приобретите дополнительный полис за отдельную плату. При покупке электронного билета на сайте РЖД программа предлагает 2 вида услуг: страхование от несчастного случая и страхование медицинских расходов.
В первом случае пассажиру выплатят компенсацию, если он получит травму во время поездки (например, упадет с верхней полки или сильно ударится из-за резкого торможения состава). Максимальная сумма возмещения — 1,5 млн рублей. Однако в таких ситуациях на выплату могут рассчитывать и другие граждане в рамках действия обязательной страховки.
А вот от непредвиденных медицинских расходов полис, включенный в стоимость билета, не защищает. Если у гражданина в поездке случился инфаркт или инсульт, в результате которого он стал инвалидом, страховая компания компенсирует затраты на вызов неотложной помощи, госпитализацию, амбулаторное и стационарное лечение. Главное, чтобы приступ не был следствием хронического заболевания, а случился внезапно.
Страховка действует на протяжении всей поездки: с момента объявления посадки в поезд и до того времени, пока гражданин не покинет здание вокзала в конечном пункте назначения (на это отводят максимум час после прибытия поезда).
СПРАВКА:
Произошел несчастный случай? Для получения выплаты нужно незамедлительно вызвать начальника поезда, который зафиксирует происшествие и организует оказание первой помощи. По окончании поездки необходимо вызвать врача или самостоятельно посетить поликлинику. Затем следует собрать документы и обратиться в страховую компанию, выдавшую полис.
Основания для отказа в выплате по обязательной и добровольной страховке РЖД
В выплате откажут, если застрахованный пассажир:
- находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- совершил преступление;
- нарушил правила проезда на железнодорожном транспорте;
- попытался обмануть страховщика с целью получить компенсацию.
Если в результате страхового случая было повреждено или утеряно имущество, то для определения суммы ущерба привлекают независимого оценщика. На основании его отчета принимают решение о величине страховой выплаты.
Можно ли вернуть деньги за страховку, которая не пригодилась в поездке
Поездка закончилась, и пассажир решил вернуть деньги за полис, купленный дополнительно к обязательной страховке? Сделать это не получится: по прибытии поезда услугу считают полностью оказанной. А вот до момента отправки от страховки можно отказаться (но не позднее, чем за полчаса). У страховых компаний разные правила. Одни сразу возвращают деньги через кассу РЖД. Пассажиру достаточно предъявить билет и полис кассиру. Другие требуют непосредственного присутствия гражданина в офисе. Хотите получить обратно уплаченные за страховку деньги? Позвоните на горячую линию своей компании и узнайте, на каких условиях делают возврат.